Частное дошкольное образовательное учреждение
Вальдорфский детский сад
«ДОМОВЁНОК»

+7 (4912) 27-51-80

domovenok-rzn@mail.ru

Информация о детском саде

     Мы хотим рассказать о своем детском садике – о «Домовенке». Он в буквальном смысле свой, потому что сделан нашими руками – от стен, полов и мебели до игрушек. А ручная работа – почти всегда эксклюзив. И потому наш «Домовенок» непохож на другие садики.

     Мы хотели создать обстановку теплого уютного дома, в котором всем хорошо – и детям, и взрослым. И потому максимально использовали природные материалы для отделки, мебели, игрушек: дерево, натуральные ткани, шерсть. Чтобы дом был теплым, в нем должна быть печка. Она тоже у нас есть, правда, современная – газовый котел.

     Но все-таки, что ни говори, самое главное в доме – не стены и не интерьер, а люди, которые его населяют. В нашей разновозрастной группе дети живут, как большая дружная семья. В ней есть старшие дети предшкольного возраста и малыши трех лет. Как в настоящей семье, здесь все в движении, в развитии. Старшие уходят в школу, несмышленые малыши постепенно становятся старшими в группе и уже сами опекают маленьких, как когда-то опекали их. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы ступая по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Это очень важный социальный опыт, особенно в наше время, когда в семье, как правило, один-два ребенка.

     Семнадцать лет назад, когда наш детский сад только создавался, мы решили, что он, прежде всего, не должен быть ни камерой хранения, где дети содержатся, пока их родители работают, ни подобием школы, где дети с утра до вечера сидят на занятиях. Детство – это уникальный этап человеческой жизни, от которого зависит очень многое в будущем. К сожалению, в современном обществе недооценивается особая роль детства, его задачи. Все больше становится стремление взрослых ускорить взросление детей, превратить детский сад в мини-школу с массой уроков. При этом они не отдают себе отчета в том, за счет каких сил в ребенке происходит это взросление и ради чего.

      В своей работе с детьми мы исходим из того, что ребенок является не «чистым листом», не генетически предопределенным, но индивидуальным существом, нуждающимся в нашей любви и заботе. Мы видим в детях огромную потребность в движении, в действии. Ребенок не склонен сидеть и выслушивать объяснения, а гораздо лучше учится через деятельность. Что ребенок видит, то он и хочет делать. Поэтому вся наша работа в детском саду строится на основе примера и подражания. Это значит, что люди, окружающие ребенка, все время служат ему примером и в движении, и в речи, и в понимании, и в отношении к людям и к миру.

     Свое стремление к деятельности ребенок реализует в игре. Мы заботимся о том, чтобы наши дети могли много и свободно играть. Природный материал, разнообразные игрушки из дерева, шерсти, глины пробуждают фантазию детей, дарят им свое тепло, потому что сделаны руками воспитателей и родителей.

     Опыт показывает, что детская свободная игра лучше всего протекает, когда взрослый рядом с детьми занимается творческой или хозяйственной деятельностью. Наши воспитатели стараются по возможности не вмешиваться в игру и уж, конечно, не руководить ею. Они рядом с детьми занимаются рукоделием, ремеслом, стиркой, уборкой, приготовлением пищи. Важно эту работу делать с таким настроением, чтобы у детей возникали творческие импульсы для игры, для подражания. Яркая, выполняемая с особым вкусом работа, как правило, привлекает к себе детей. В любое время они могут выйти из своей игры, чтобы присоединиться к воспитателю. Так, в свободной форме, происходит индивидуальная работа с каждым ребенком.

     Помимо свободной игры, у нас есть и творческие занятия со всей группой. Во время ежедневной музыкально-ритмической игры воспитатель, как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой спектакль включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, танцевальные движения, объединенные общим сюжетом. Содержанием этой игры становится сказка, природные процессы по временам года, события из жизни людей. Музыкально-ритмическая игра повторяется ежедневно в течение 2-3 недель, пока дети не освоят ее, а потом меняется. Такая игра позволяет детям естественным путем усваивать и запоминать стихи, песни, движения без специального заучивания.

     Наши дети рисуют восковыми мелками и красками, лепят из воска и глины, поют и танцуют на музыкальных занятиях, готовят к праздникам спектакли, осваивают простые музыкальные инструменты, рукодельничают и мастерят. Все это создает широкие возможности для их творческого, интеллектуального, физического развития.

     Особое место в нашем детском саду занимает подготовка к школе. Наша позиция такова, что до5,5-6 лет во время свободной игры и творческих занятий ребенок в нашем детском саду получает достаточно информации и импульсов для здорового развития, закладывается основа интеллектуальной, речевой, социальной, физической готовности к школе. Приблизительно к 6 годам дети начинают проявлять большое стремление к обучению. Именно с этого возраста мы начинаем специальные занятия с выпускниками по программе подготовки к школе. Их главная цель – помочь детям органично включиться в процесс обучения. Занятия с выпускниками – это ежедневные утренние уроки, на которых дети учатся концентрироваться, выполнять поставленные задачи, отвечать на вопросы, рассказывать. Большое место на этих уроках занимают движение и игра, задачи на смекалку и рисование. Дети в образной форме изучают цифры и буквы, простые арифметические действия. Обучение в этом возрасте должно быть максимально живым и образным, чтобы пробуждать в ребенке интерес и стремление к познанию.

     Вся эта работа требует высокой квалификации педагогов. Наши воспитатели постоянно учатся: на семинарах в Москве и Санкт-Петербурге, на конференциях в различных городах России и за рубежом, на курсах в РИРО. Кроме того, в течение учебного года каждую неделю наши педагоги собираются на коллегии, где тоже учатся, делятся опытом, сообща решают проблемы

     Чтобы воспитание было успешным, родители и воспитатели должны рука об руку сопровождать ребенка в его развитии. Не только совпадение педагогических идей, но и совместная деятельность взрослых создают в детском саду атмосферу доверия и сотрудничества. На плечах наших родителей лежит забота о детском саде: от ремонтов и субботников до изготовления игрушек и подготовки праздников. Праздников у нас много, и они совсем не похожи на стандартные утренники. Это скорее семейные праздники, в которых участвуют и дети, и родители. Мы стремимся возрождать русские народные праздничные традиции. Таковы праздник Урожая, Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Когда воспитатели и дети встают в общий хоровод, играют в общие игры, вместе сидят за праздничным столом, происходит настоящее чудо – чудо человеческого единения.

notspec